Часть I. Исторический обзор.
Школа в первобытном обществе
Школы в нашем понимании этого слова у первобытных людей, конечно, не было. А вот учителя были. Ведь родители были заняты – охотой, собиранием ягод и грибов, а детей нужно было научить сложному делу выживания. Учитель – человек, имеющий большой опыт, доверие соплеменников, но уже слишком старый для охоты. Описание такой первобытной школы дается в книгах о приключениях «неандертальского мальчика», где рассказывается о том, как «учитель» водил всех детей племени в учебные походы. Основным методом обучения было подражание примеру учителя и других представителей племени. Учили охотиться; отличать съедобные растения и грибы от несъедобных; разводить и поддерживать огонь и другим «предметам», без которых человек не мог выжить среди своих естественных врагов.
-Здорово, и я бы хотел поучиться разжигать костёр, научиться выживать в лесу.
-Да, эти знания бы нам пригодились в жизни…
Но всё-таки, это была ещё не школа в нашем понимании этого слова. А вот что я узнал о школе в архаичном обществе
2. Школа в архаичном обществе
2.1. Шумерская школа
Шумер – одно из древнейших государств мира, и в нем уже существовала настоящая школа. Она называлась «дом табличек», в ней готовили писцов. Как видно из этого названия, самым главным показателем образованного человека было умение писать. И это не случайно: писать тогда было гораздо труднее, чем сейчас. Нужно было выучить не 3 десятка букв, а сотни знаков – иероглифов. Писали же не ручкой по бумаге, а высекая или выцарапывая палочкой по вощеной табличке. Особо красивых знаков таким методом не получалось и сложилась система письма, состоящая из «клинышков» (так и называется «клинопись»).
Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н. э.
Помимо письма в доме табличек учили счету, иностранным языкам (например, древнеегипетскому).
Задача ученика была простой – выучить, то, что было написано в учебной табличке.
Школа в Древнем Египте[1]
Трудно сказать, когда именно возникли школы в Древнем Египте, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.
До нас дошли многочисленные «поучения» египтян, в которых говориться о том, что в школе учатся «знатные сыновья». Хотя известно имя одного переводчика - Анхурмеса, происходившего из бедной семьи, но ставшего писцом благодаря своим выдающимся способностям.
-Мне его история напоминает историю М.В.Ломоносова
Как и в Шумерской школе, главным было искусство писать иероглифы, и не только. Дело в том, что в Египте было 3 способа писать, и писец должен был владеть ими всеми. Особое внимание обращал учитель на красоту «почерка». Об этом позволяют судить сохранившиеся учебные тексты с поправками учителя.
Ученику было бы легче писать на папирусе, но папирус был слишком ценен, поэтому учились дети на глиняных табличках и их осколках; в лучшем случае им мог достаться обрывок папируса с неисписанной стороной. Даже взрослые писцы могли пользоваться папирусом-«обороткой». Примеры таких обороток хранятся в Эрмитаже.
Папирус готовился из стеблей болотного растения, совсем иначе, чем делается бумага. Но до сих пор слово «папирус» живо в английском слове «paper» и в русском «папье», «папироса».
В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем он учился составлять различные документы, письма, прошения, судебные протоколы.
Помимо родного языка, в школах обучали математике, географии, вместо литературы читали мифы о богах. Изучались иностранные языки.
Метод обучения был тот же, что и в шумерской школе – переписывать и заучивать учебные тексты. За малейшую провинность ученика наказывали. В одном поучении говорится: «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют», т.е. удар палкой по спине учил учеников быть внимательными и послушными.
3. Школа в античном обществе
3.1. Афинская школа[2]
Из письма греческого мальчика Феона, дошедшего до нас на древнеегипетском папирусе и прочитанного учеными уже в 20-ом веке мы можем узнать об афинской школе .Историю Феона для детей рассказывает историк-археолог Соломон Лурье.
В Греции же была создана одна из самых прославленных школ в истории – Академия Платона. Она так называется, потому что ее основал философ Платон в саду, названном в честь героя Академа. Но это была школа для взрослых. У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда». В ней готовились будущие философы – так назывались в древности ученые. Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей.
Еще в Греции были гимназии, но то были скорее спортивные школы, название которых передалось нашим гимнастическим залам.
Все три названия школ, появившиеся в Древней Греции, сохранились до наших дней: гимназиями стали называться школы в Германии, лицеями – во Франции, академиями – в Шотландии[3]. А в России сегодня есть все три, а еще просто школы, колледжи, институты и университеты.
-Так вот откуда появилось слово гимназия!
Спартанская школа[4]
В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.
Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.
Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга — слабому не место среди воинов-спартанцев.
3.3. Древнеримская школа[5]
Много интересного можно узнать из легенды о Марке Фурии Камилле, римском полководце, и одном учителе. Согласно легенде, Камилл в одном военном походе осадил город Фалерию. Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми. В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит. Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.
Из этой истории можно узнать чему учили в древнеримской школе, а также то, что занятия не обязательно проходили в классе. Учитель же пользовался большим доверием и свободой.
-Занятия не в классе? Мне тоже хотелось бы , чтобы наши уроки не всегда проходили в классном помещении.
4. Школа в средневековом обществе
4.1. Средневековая монастырская школа в Европе[6]
Средние Века – середина, промежуток между античностью и более близкой к современности эпохой (точнее, 5-15 века). В то время школы были только при монастырях. Их было не много, поэтому бывало так, что в школу ходили в другой город. Выбор школы зависел от известности монастыря, а также от репутации учителя.
Если в Древнем мире образованный человек был тот, кто умел писать и читать на родном языке, то в Средние Века образование равнялось знанию латинского языка - языка науки и церкви.
Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика. Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников. Учили геометрию, географию, астрономию. Учили музыке, чтобы воспевать Христа. За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).
-Мы так уже много узнали о древних школах, но посмотрите , везде применялось физическое наказание .
4.2. Самурайская школа в средневековой Японии[7]
В Японии, как и в Греции и Риме обучение начиналось в 7 лет. Учились дети самураев (воинов-аристократов). Учили маленьких самураев езде на лошади, фехтованию на большом и малом самурайских мечах, меткой стрельбе из лука. Школьная программа включала также тяжелые физические упражнения, плавание, борьбу, испытания на выносливость. Самурай также должен быть грамотным - знать иероглифы, уметь слагать стихи, быть знатоком музыки и ценителем красоты в природе и искусстве.
Но самое главное для самурая – благородство и честь. Нет ничего хуже, чем опозорить свой род неверностью или трусостью.
-Хотелось бы мне поучиться в школе самурая хоть годик. Я бы непременно научился бы там выдержке и терпению
5. Школа Нового Времени
5.1. Школа Яна Коменского
Долгие века детей и взрослых учили одинаково, по одним и тем же книгам, потому что ребенка считали просто маленьким взрослым.
Но пришло Новое Время (начиная с 16-17 века) и учителя начали понимать, что дети – существа особые и учить их нужно по- особому.
Одним из первых это понял чешский ученый и учитель Ян Коменский. Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:
- до 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.
- дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.
- Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.
- Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.
Образование должно завершаться путешествием.
Коменского приглашали во многие страны (Англия, Швеция, Венгрия), где он помогал в переустройстве школ.
5.2. Воскресная школа[8]
Долгое время образование было исключительно религиозным. Но постепенно церковь и школа стали разделяться. Так, в книге о приключениях Тома Сойера описывается обычная дневная школа и воскресная церковная школа.
Религиозное образование еще не было полностью исключено и в обычной дневной школе, т.к. учебный день начинается с молитвы. Далее же шли привычные нам уроки – грамматики, счета, иностранного языка, правописания.
Все еще в ходу были физические наказания – линейкой по рукам за малый проступок, розгами за более серьезный.
6. Школа Новейшего Времени
6.1. Английская школа-пансион
Такие школы были распространены в Европе в 18-19 веках, были они и в России. В такой школе (Царскосельском лицее) учился А.С. Пушкин. Изначально они создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. До сих пор такие школы-пансионы существуют в Англии. Одна из таких школ описывается в книгах Джоан Ролинг о Гарри Поттере.
У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:
- готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома
- способствует установлению крепких дружеских связей
- обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него
-А я вот не готова разлучаться с родителями надолго, пансион не для меня
6.2. Советская школа
В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук. Эти науки – математика, химия, физика, астрономия и др. были введены вместо таких предметов в дореволюционной школе, как латинский, греческий и церковнославянский языки[9]. В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.
В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:
- курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);
- интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;
- набор предметов сейчас расширился – в советской школе не было риторики, петербурговедения;
- выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.
Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг. Как советские школьники проводили этот досуг, можно узнать из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» - они больше играли, и больше работали - помогали другим по хозяйству, причем совершенно безвозмездно. Позже, во время обучения наших родителей школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.
Часть 2. Школа сегодня.
Современные дети |
Поколение родителей |
Поколение бабушек |
|
- учебники; |
2 |
2 |
2 |
- дополнительная литература (библиотечные фонды);
|
0 |
1 |
2 |
- консультации более опытных товарищей; |
1 |
1 |
0 |
- аудиозаписи;
|
1 |
1 |
0 |
- видеоматериалы;
|
2 |
1 |
0 |
- Интернет сайты;
|
2 |
0 |
0 |
- плакаты и стенгазеты;
|
0 |
1 |
1 |
- компьютерная программа для презентаций PowerPoint;
|
1 |
0 |
0 |
- графические редакторы;
|
1 |
0 |
0 |
- текстовые редакторы;
|
1 |
0 |
0 |
- компьютерные тренажеры
|
1 |
0 |
0 |
Часть 3. Школа будущего.
Мы предположили, что те особенности, что отличают школу сегодняшнего дня, определят и дальнейшее развитие школы, т.е. объем знаний будет продолжать увеличиваться, что потребует освоения новых, средств обучения, помогающих сократить срок обучения.
Опрос учащихся младшей и средней школы показал, что школьникам видится 3 возможных пути развития школы:
А) Интернет-школа, где каждый ученик выполняет свою программу обучения, работая на своем компьютере в специальной образовательной среде;
-А как же наши переменки? Как мы будем общаться? Мы перестанем рефлексировать на уроках? А ведь так порой интересно послушать эмоциональную речь одноклассников…
Б) Школа на расстоянии, где учитель и ученик общаются в режиме видео конференции;
-Один на один? Иногда это здорово, но не всегда. Иногда мне помогают одноклассники
В) Школа традиционная, но в которой вместо тетрадей и учебников используются электронные носители информации и электронные же средства контроля усвоения знаний.
Последний вариант имел больше всего сторонников, т.к. единственный оставляет возможность для личного общения учеников между собой.
-Узнав так много о школе, мы задумались, а в какой школе будут учиться наши дети?
Посоветовавшись с одноклассниками, мы подготовили рекомендации для создания школы будущего.
Это не обыкновенная школа, а целый школьный комплекс, который условно делится на зоны. Например, спортивная зона. Она включает в себя стадион не только для бега и игры в футбол. Здесь можно покататься на лыжах, роликах, коньках. Мы хотим, чтобы зимой был каток и настоящие ледяные горки.
Также в этой зоне есть бассейн. Научиться плавать - очень важно для ребёнка. Это развивает мышцы и укрепляет здоровье.
Есть ещё сухой бассейн с шариками для снятия стресса. В спортивной зоне проходят занятия детским фитнессом , аэробикой и танцами. А ещё в этой зоне есть детские работающие тренажёры.
Живя в огромном мегаполисе, мы хотим быть ближе к природе и поэтому мечтаем о природной зоне.
Нам кажется, что в каждом классе необходим живой уголок. Это позволит детям быть добрее и разовьёт чувство ответственности.
Мы хотим также, чтобы у школы была своя ферма, где дети могли бы ухаживать за козочками, пони, домашними птицами…Обязательно должна быть своя теплица, где дети могли бы не только учиться сажать растения, но и изучать воочию растения других стран.
А для мальчишек будет интересна школа выживания и безопасного поведения в природе. Нас будут учить разжигать костёр , ставить палатки, переправляться через препятствия, водить нас в походы.
Без уроков в школьной жизни, конечно, не обойтись. Каждый человек должен обладать научными знаниями, поэтому в нашем комплексе есть предметная зона. Здесь дети узнают основы этики, математики, языков, природы и истории разных стран.
Какая же школа без зоны отдыха! Здесь есть свой кинозал, где возможен просмотр и учебных и развлекательных фильмов разного времени. Есть даже кафе «Минутка» с молочными и кислородными коктейлями. Работают в нём, кстати, сами ученики. При кафе –зал караоке. Есть комната психологической разгрузки и тихой успокаивающей музыкой и фонтанчиком, настольными интеллектуальными играми. Для более активных предлагается отдохнуть на тренажёрах картадрома (авто и мото).
И, наконец, зона подготовки ко взрослой жизни. Здесь будут классы технического моделирования, класс-лаборатория, где можно будет ставить опыты и проводить эксперименты. В экономическом классе занятия будут вести успешные бизнесмены и рассказывать как лучше жить и работать в будущем. Непременно должен быть класс языков мира с лингофонными аппаратами. А девочкам интересно будет посещать леди-класс .Ведь им предстоит стать мамами и уметь делать всё на свете, при этом оставаясь красивыми женщинами.
Заключение
Проведенный исторический обзор (1) показал, что школа менялась вместе с обществом, которое в разные периоды ставило перед ней разные задачи – простого выживания, затем – грамотности, затем – разного набора наук; (2) научил нас ценить в сегодняшней школе:
- отсутствие физических наказаний
- широкий спектр получаемых знаний
- ценность получаемых знаний в жизни
- использование новых интересных форм обучения, сменивших простую «зубрежку».
А ещё, на наш взгляд, при организации обучения в школе хорошо бы прислушиваться к запросам и пожеланиям самих учеников
На вопрос, что бы вам хотелось изменить в школе, все ответы сводились к пожеланию более гибкой формы обучения, учитывавшей бы возможности и интересы каждого ученика. И все три возможных пути развития школы в будущем решают, прежде всего, эту проблему.